Интернет- версия проекта MegaPlus.ru

на главную | обратная связь  

Компьютерная графика:
что это такое, и как с ней бороться

В доисторические времена древний человек не ограничивался только выживанием, а рисовал на стенах пещер сценки охоты, животных. Нашу современную жизнь вообще невозможно представить без изображений различного рода и предназначения. С появлением компьютера, картинки, как и многое другое, стали оцифровываться и существовать в электронном виде. Но, как и в любом деле, вместе с достоинствами этого процесса появились и недостатки. Они выражаются в появлении параметров оцифрованного изображения и терминов, их обозначающих. Для успешной работы с картинками, даже для такой простой операции, как отсканировать фотографию и послать ее по почте другу, желательно хотя бы немного понимать, что значат выражения "битовая глубина", "разрешение", "компрессия". Эта статья поможет вам получить представление, каким образом картинки "живут в компьютере". Своего рода небольшой графический ликбез.

Иэначально компьютерная графика делится на два направления. Это векторная или объектная, где изображение описывается математическими выражениями. Обычно векторными бывают чертежи, схемы, графики, логотипы. Но сначала мы займемся изучением другого направления, которое называется растровой. С ней обычному пользователю приходится сталкиваться гораздо чаще. Если вы хоть раз смотрели фотографии на мониторе или заходили в интернет, то вы лицезрели растровые изображения. Даже пиктограммы в операционной системе представляют собой именно растровые картинки.

Растровая графика

Разрешение

Если взять и увеличить в несколько раз такое изображение, скажем, оцифрованную фотографию, то мы увидим, что она состоит из одноцветных квадратов, словно мозаика. Они называются пикселами (pixel), сокращение, произошедшее от английского picture element (элемент изображения). И все красоты, видимые вами на мониторе, состоят только из этих пикселов.

Теперь рассмотрим очень важное понятие, которое называется "разрешением". Оно указывает количество пикселов на единицу длины. Обычно этой единицей служит дюйм. Говорят так: разрешение этого изображения составляет 200 точек или пикселов. Это значит, что если к картинке приложить линейку, то в одном дюйме окажется 200 пикселов. Только не путайте, не в квадратном дюйме, а именно в линейном. Записывается это так: 200 dpi, от английского dots per inch (точек на дюйм).

Чем больше разрешение, тем качественне получается картинка. Но это совсем не значит, что нужно сканировать фотографии с максимально возможным количеством точек. Возьмем для примера две одинаковые картинки одного размера, у одной будет разрешение 72 точки, а у другой - 150, и поместим их рядом на экране.
Разрешение 150 dpi Разрешение 75 dpi

Никакой разницы, верно? Дело в том, что физическое разрешение компьютерных мониторов составляет 72 dpi. Если изображение предназначено только для просмотра с экрана, то большие значения разрешения не принесут пользы, только бесполезно увеличится размер файла.

Для цветной печати, то есть журналов, буклетов, календарей существует стандарт в 300 dpi. Однако, как показывает практика, изображения неплохо смотрятся при разрешении 200 точек, при 150 - более-менее прилично, а дальнейшее уменьшение этого параметра ведет к появлению заметных квадратов-пикселов. Этими же цифрами можно руководствоваться и при печати на цветном принтере. Но если вы хотите получить сверхкачественное изображение, не отличимое от хорошей фотографии даже под лупой, и имеете фотопринтер, заряженный специальной бумагой, тогда имеет смысл делать разрешение у картинок более, чем 300 dpi. Увеличивать же количество точек на дюйм более 600 представляется малоцелесообразным.

Бывают ситуации, когда человек распечатывает прекрасно выглядящую на мониторе картинку, но на бумаге становится видно квадраты-пикселы. Оказывается, что разрешение этого изображения составляет 72 dpi. Так что проверяйте разрешение ваших картинок перед тем, как послать их на принтер, а уж тем более, в журнал.

Сразу хотим предостеречь от бездумного увеличения разрешения. Если ваше изображение имеет разрешение 36 dpi, и вы, не изменяя размер, поменяли это значение на 72 dpi, то ничего хорошего не получится. Количество информации в картинке останется такое же, как и было, и при печати все равно будут видны квадраты, только вместо одного пиксела они будут состоять из четырех. Методы интерполяции, применяемые в программах обработки растровой графики, частично могут сгладить этот эффект, но лишь на чуть-чуть.

Вывод таков: уменьшать разрешение можно без проблем, а вот увеличивать, не теряя в качестве, возможно только при уменьшении размера самой картинки. Если измерять изображение не в дюймах, а в пикселах, то их количество по каждой стороне можно увеличить примерно в полтора раза, без резкого падения качества. Это при условии, что изначально вы взяли хорошую и четкую картинку.

 

Векторная графика

Этот вид компьютерной графики еще называется объектно-ориентированным, что еще более отражает его сущность. Изображение описывается специальными формулами. Если представить вольный перевод на человеческий язык, то будет звучать примерно так: "квадрат высотой 45 и шириной 86, цвет заливки синий, расположен в точке с координатами 52,78". То есть квадрат - это объект, над которым можно производить различные действия. Так же объектами могут служить круг, треугольник, отрезок и другие геометрические фигуры. Их можно масштабировать, поворачивать, растягивать, скручивать. Скажем, если вы изменили размер вышеописанного квадрата, то в обозначении ширины и высоты появятся другие цифры. А все остальное останется прежним до тех пор, пока вы не сочтете нужным это изменить.

Большое преимущество векторной графики перед растровой - масштабирование без потери качества. Изображение можно сколь угодно уменьшать или увеличивать, хуже ему совершенно не станет. Таким образом векторная графика хорошо подходит для выполнения различных чертежей, схем, диаграмм. Провели линию не в том месте - спокойно передвигаете ее на нужное. Не та длина - уменьшили, не тот угол - повернули. Потому что в этом случае мы оперируем объектами. К тому же файлы векторного формата весят намного меньше, нежели чем растрового.

К недостаткам векторной графики можно отнести ее ненатуральность. Если растровую графику можно сравнить с картиной, написанной красками, то векторная будет больше напоминать аппликацию. Однако, пользуясь векторным редактором, можно создавать довольно сложные изображения.


Программ для векторной графики довольно много, но имеет смысл заняться только изучением лидирующих пакетов, или хотя бы одного. Corel Draw и Adobe Illustrator делят между собой пальму первенства, немного позади идет Macromedia FreeHand. Это полнофункциональные редакторы с большими возможностями и обширной сферой применения. Но есть и специальные программы, которые используются в более узких областях. Например, Autocad, специализированный пакет для создания чертежей, применяется инженерами, конструкторами и архитекторами.

 

Теперь вы имеете представление о компьютерной графике, что это такое, и как с ней бороться. Конечно, многое осталось неосвещенным, например, трехмерная графика, но это совершенно иная и объемная тема. Однако полученных вами в этой статье знаний достаточно для усвоения базовых понятий, а так же фундамента для развития.

Артём Войтенков
http://www.artvoitenkov.narod.ru/