|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
свои |
![]() |
||||||||||
|
|
|||||||||||
ЗАГАДКИ ЦВЕТА - ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА |
Марина Михеева | ||||||||||||
В мире
цветовых явлений давным-давно поселилось удивительное противоречие. Вся теория - от школьной физики до науки цветоведения - живет по Ньютону. Помните: каждый охотник желает знать…? Практика же, имеющая к нам непосредственное отношение, пользуется основами "Учения о цвете" Иоганна Вольфганга Гете. Имеется в виду всем известный CMYK, те ключевые цвета - голубой, пурпурный и желтый, - на сочетании которых строится воспроизведение цветных изображений в полиграфии. Не странно ли, что в ньютоновском спектре пурпурный вовсе отсутствует? | ||||||||||||
НЬЮТОН ИЛИ ГЕТЕ? | ||||||||||||
Однажды
Гете, желая повторить опыт Ньютона, посмотрел сквозь призму. То, что он
там увидел, вылилось за последующие 20 лет работы в обширный труд "Учение
о цвете". Гете придумал самые разные опыты, хитроумные приборы и
приспособления, нарисовал множество цветных таблиц, тщательно фиксируя
свои наблюдения. | ||||||||||||
ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ И БЕЗ НЕЕ | ||||||||||||
Гете
увидел, что при взгляде сквозь призму (без всякого узкого отверстия) цвет
образуется на границе темного и светлого. Причем, о семи
цветах спектра не идет речи вообще. Со стороны света отчетливо видны
желтый и красный, а со стороны темноты - голубой и фиолетовый.![]() Он не стал создавать сложные условия для воспроизведения эксперимента Ньютона. Он просто нарисовал белую точку на черном фоне и в призме возник… ньютоновский семицветный спектр. Гете не удовлетворился этим явлением и такую же точку, но уже черную, нанес на белую бумагу. И снова взглянул в призму. Результат оказался еще неожиданнее - спектр появился вновь, но цвета в нем были другие… ![]() Что происходит в этих точках с цветными полосами, возникающими на границе белого и черного? В узком пространстве белой точки желтый и голубой, накладываясь, смешиваются в зеленый. В центре черной точки соединяются красный и фиолетовый. И здесь, наконец, мы можем наблюдать наш родной пурпурный. Этот цвет особый, потому мы редко его видим. В отличие от зеленого, пурпур не рождается путем смешения соседних цветов. Пурпур потенцируется - вычленяется, вернее, высвобождается - при соединении фиолетового и красного концов радуги, в которых он содержится Каждый, вооружившись призмой, может пронаблюдать то же самое и собственными глазами увидеть все эти цветовые чудеса. | ||||||||||||
ДЕЯНИЯ СВЕТА | ||||||||||||
О чем же
сказали Гете описанные выше простые опыты? Свет принципиально неделим. Свет незрим. Он виден только на материальных объектах, где может проявляться как ЦВЕТ. Гете называет цвет деяниями света, потому что он возникает там, где свет наталкивается на тьму. Человек живет в полярностях. Основная из них, известная как добро и зло, имеет множество проявлений во всех аспектах жизни и во всех явлениях мира. В нашем случае эта классическая пара является глазу как свет и тьма, а их взаимоотношения выражены в красочности мира. Законы красочного мира не сводятся к формулам и длинам волн. Они всецело связаны с нашим восприятием и с устройством органа, которым мы его воспринимаем. Гете отводит глазу особую роль. Он утверждает: "Глаз обязан своим существованием свету … в глазе живет покоящийся свет, который возбуждается при малейшем поводе изнутри или снаружи". И еще: Весь цветовой круг заключен внутри человеческого глаза! Мы можем убедиться в этом, если в темной комнате посмотрим на яркую лампу и затем, погасив ее, переведем взгляд на любую черную поверхность. Для удачного опыта надо соблюсти ряд условий. Лампу возьмите белую матовую, чтобы не видна была спираль. Обычно достаточно 40 вт. Смотрите пристально секунд 10. Многое зависит от индивидуальных особенностей вашего зрения, поэтому время засветки глаза может быть больше или меньше. Погасите лампу, повернитесь лицом к черному пятну и смотрите на него, расслабив глаза и не концентрируя их на деталях. Между черным и вашими глазами почти сразу появится бледно-желтое марево, края которого через несколько секунд окрасятся в пурпурный цвет. Пурпур постепенно заполнит полностью желтый круг, и как только это произойдет, по контуру круга возникнет новый цвет - сине-голубой. Этот новый цвет также постепенно вытеснит пурпур и начнет темнеть по краям. В конце концов, все "видение" превратится в темно-серое пятно, почти черное. Когда все исчезнет, Вы осознаете, что глаз внутри себя содержит тот самый CMYK и что при сильной засветке он сам воспроизводит последовательно эти цвета. Может быть для удачного опыта Вам придется потренироваться, варьируя время и степень засветки, а также расстояние до лампы и до черного пятна. Что происходит при этом с глазом и цветом, объяснять не буду. Я уверена, каждый сам найдет объяснение, если немного задумается. | ||||||||||||
ЭЛЕМЕНТАРНОЕ И ЦЕЛОЕ | ||||||||||||
Итак.
Ньютон увидел частный случай и распространил закон на все
проявления цвета. Сравним два круга.
Казалось бы - разница небольшая. Всего-то пурпурный вместо красного. Но
представьте себе в CMYK R на месте M - и ни один клиент не купит вашу
продукцию. | ||||||||||||
СМОТРИ И УВИДИШЬ | ||||||||||||
Ответ опять
же каждый может найти сам в простейшем опыте. Возьмите три кружка
(квадратика, треугольника - чего захотите), окрашенных чистыми CMY.
Расположите один из них на белом фоне. Эффект будет точнее, если вы
осветите кружок ярким направленным белым светом. Но можно обойтись обычным
освещением. Все будет видно, но несколько бледнее. Смотрите пристально на
кружок примерно 10 секунд. Потом уберите его с фона и, расслабив глаза,
продолжайте смотреть на белый фон. Проделайте то же самое с другими
кружками. Вы увидите, что на месте голубого кружка появляется красный
послеобраз, на месте пурпурного - зеленый, на месте желтого - фиолетовый.
Еще более интересная картина откроется взору, если кружок будет голубой, а
фон красный (или пурпур на зеленом, или желтый на фиолетовом). Каким
окажется послеобраз - не скажу. Пусть это будет моим для Вас
сюрпризом. Что же мы все-таки видели и почему? Живя в постоянных полярностях, человек всем существом стремится к равновесию. Наш глаз, воспринимая цвет, стремится к тому же. Глаз требует компенсации. Концентрируясь на голубом, получив от него сильное цветовое впечатление, он испытывает потребность восстановиться и вызывает к жизни противоположный голубому красный. Вот мы и увидели, как эти два цвета дополняют друг друга, и поняли наконец, почему они дополнительные. По той же причине они оказались напротив друг друга в геометрии круга. Не мудрено - ведь геометрия не есть изобретение человека, но один из инструментов мировой гармонии, в которой все связано в единое целое. Смешиваясь, голубой и красный нейтрализуются до белого. И так каждая из трех пар. Напротив основного, элементарного цвета, всегда оказывается смесовый. И если после всего увиденного мы сообразим, что красный, противостоящий голубому, состоит из желтого и пурпурного, то не отнесемся легкомысленно к словам Гете: "цветовой круг заключен внутри глаза". Может быть, здесь Вам захочется вернуться к опыту с засветкой глаза и еще раз поразмыслить над ним. | ||||||||||||
ДРАМАТУРГИЯ ЦВЕТА | ||||||||||||
Что же из Учения Гете может оказаться полезным для нас, кроме осознания правомерности CMYK? Теория Гете целостна. Она не разделяет функцию глаза, цветность мира и воздействие цвета на наше эмоциональное состояние. Собственно, дизайн существует ради восприятия. И цвет, как одна из составляющих этого самого восприятия, не на последнем месте. Чем больше мы будем знать о его сущности, тем точнее сможем пользоваться его возможностями. Вот теперь, понимая цвет как непрерывно меняющиеся взаимоотношения света и тьмы, мы готовы приблизиться вплотную к духовной составляющей миссии цвета. Теперь мы вправе решить для самих себя, что же здесь важно - длина волны, вычисленная Ньютоном, или нечто иное? Вы догадались, к чему я клоню. Но прежде, чем перейти к психологическому аспекту цвета, не могу не обозначить здесь еще один парадокс. Современные учебники по психологии опираются на описанное Гете эмоционально-нравственное воздействие цвета, и при этом с упорством рисуют ньютонов цветовой круг… Желтый Красный Пурпурный Фиолетовый Голубой Зеленый
| ||||||||||||
| ||||||||||||
История непрерывного
спора света и тьмы, выражающая себя в красках мира, только начата. Здесь я
осуществила первую попытку с помощью воззрения Гете проникнуть в загадку,
загаданную нам Природой или самим Господом. Почему-то мы устроены так, что
наши чувства и ощущения как бы сами собой окрашиваются, а каждый цвет
всегда откликается чувством. Делакруа и Кандинский
создавали свои теории цвета, основываясь на Гете. Импрессионисты напрямую
пользовались ею - Ван Гог свою палитру так и называл: "палитра Гете".
Продолжение следует... | ||||||||||||
<<<<<< назад | ||||||||||||